Основные преимущества и недостатки стальных штампованных и легкосплавных дисков
Часто люди, не имеющие собственного автомобиля, задают вопрос специалистам о функциях дисков, которые красуются на колесах их автомобилей, и тогда автолюбители говорят, что диски – это не просто дань моде, это очень серьезные детали, непосредственно влияющие на качества вашей машины, такие как маневренность, динамика, управляемость.
По дорогам нашего государства ездят машины, на колесах которых блестят штампованные диски из стали. В обычном штампованном автомобильном диске, состоящем из двух частей, методом штамповки изготовлен «колпак», а обод выполняется прокатным способом. Детали крепятся между собой сваркой. На рынке автомобильных дисков штампованные стальные диски пользуются популярностью как самые недорогие и самые щадящие для подвески и покрышек в поездках по дорогам с ухабами, рытвинами и ямами, так как эта модификация гармонично соединяет в себе характеристики материала и способа соединения составных частей, а именно, прочность и амортизационные качества стали и простоту и достаточно низкую стоимость сварки. Стальные штампованные диски очень легко починить — починка стального диска обходится гораздо дешевле, чем починка его литых либо кованых собратьев. Как и любая деталь, стальной диск, наряду со всеми его положительными качествами, имеет и отрицательные стороны, одна из них – это достаточно большая масса. Снизить массу путем уменьшения толщины обода не выйдет — в этом случае существенно понижается прочность колеса. В принципе, можно не обратить внимание на первый недостаток, учитывая все преимущества стальных дисков, но закрыть глаза (в полном смысле этого выражения) на их удручающий внешний вид, из-за полного отсутствия творческой мысли их разработчиков, чрезвычайно сложно. Не стоит переживать, дизайнеры исправили свою ошибку, предложив пластмассовые колпаки – оптимальное решение и для сохранения технических характеристик дисков и для улучшения их внешнего облика.
Учтя все недостатки стальных штампованных дисков, изготовители предложили вариант легкосплавных дисков, имеющих две разновидности – литые и кованые. Безграничный выбор легкосплавных дисков, совершенно непохожих между собой, позволяет отдать должное мастерству и творчеству их изготовителей. Следующее достоинство – это то, что у них полностью решена проблема массы, так как литые диски приблизительно на 15-30 % легче стальных, а кованые даже легче литых на 10-120%. А все водители понимают, что чем меньше масса колес, тем лучше управляемость, плавность хода и динамика автомобиля. В-третьих, легкосплавные диски значительно прочнее стальных штампованных, кованые по этому пункту опережают стальные почти в 2, 5 раза.
Так же как и стальные штампованные, литые и кованые диски имеют и неприятные стороны. Чаще всего это пустоты, которые возникают при литье в процессе производства дисков, вследствие чего уменьшается показатель прочности. Все автогиганты стремятся предложить потребителям высококачественный товар, поэтому каждый диск проходит проверку рентгеновскими лучами. Кроме того, при сильном ударе литой диск очень часто раскалывается и не подлежит восстановлению. Здесь «на высоте» кованые диски, прочность которых большая, но и стоимость у них соответствует прочности, это связано с процессом их производства: диски сначала штампуют из разогретых заготовок, а затем обрабатывают на станках. Недостатком, опять же, является и то, что поврежденный кованый диск восстановить можно, но абсолютно невыгодно, куда лучше будет приобрести новый.
В современном автомобилестроении появились сборные и секционные диски, которые пользуются все большим спросом у автолюбителей. Автовладельцы не жалеют денег на их приобретение, потому что в них грамотно соединены все лучшие черты и стальных и легкосплавных дисков.